Андрогиния

Ардханаришвара — андрогинное <br> индуистское божество Ардханаришвара — андрогинное
индуистское божество

Мотив андрогинии (двуполости) встречается во многих культурах мира и имеет биологические и философские аспекты. Сам факт существования индивидов с чертами обоих полов — что является аномалией развития—широко известен, в каждой культуре это выражается в мифах, легендах, в двуполых божествах и т. п. Достаточно взглянуть на мировой пантеон божеств, чтобы убедиться в том, что многие из них имеют явные признаки двуполого строения. Нас больше будет интересовать андрогиния как психосексуальный феномен, т. е. проявление у данного лица поведения, характерного для мужчины и для женщины, при наличии анатомического строения, характерного только для одного пола.

В индийской философии, в мифологии, философии Платона, в теории Юнга мы находим различное истолкование этого феномена. Например, утверждается, что человек изначально был асексуальным и однополым, и только позже произошла дифференциация полов, поскольку на наше психологическое развитие оказывают влияние окружающие нас люди и поэтому наше «Я» является комплексом психологических черт обоих полос с меньшим или большим перевесом какого-либо из них. Говорилось также о том, что человек с признаками андрогинии обладает большим совершенством, чем однополый, что она свидетельствует о возврате к порядку, первичной гармонии, рае (Новалис, Шлегель, Рунге). В эпоху романтизма тема андрогинии стала объектом творчества многих писателей и художников, выражала тонкую взаимосвязь мужского и женского способов мышления и чувствования.

Сексуальная культура в рамках андрогинии поощряет партнеров к соактивности, совместному чувствованию, вслушиванию в психическое состояние друг друга, к партнерству во многих измерениях. Стирание границ «мужское—женское» в современных обычаях произошло под влиянием не только социальных изменений, но и андрогинического пласта. Возможно, что это следствие прогресса и всестороннего развития личности. В 70-е годы появилось много научных трудов, с восторгом относящихся к андрогинии, дающей якобы более широкие возможности для развития личности, содержащей психические черты обоих полов. Высказывалась уверенность, что это может оздоровить общественные отношения. Богатые научные факты, обзор различных исследований андрогинии приводит А. Хейльбрун в монографии «Человеческое сексуально-ролевое поведение».

У кого чаще проявляются черты андрогинии — у женщин или у мужчин? Здравый смысл подсказывал, что чаще у женщин, ибо общество относится более терпимо к наличию у них черт мужского стиля мышления и жизни, чем к проявлению женских черт у мужчин. Опосредованно это подтверждает отношение к гомосексуализму, который более терпим у женщин, чем у мужчин. Существуют и другие косвенные подтверждения — операционное вмешательство с целью изменения строения тела. Многие исследователи подчеркивают, что такие черты преобладают у мужчин, которые с большим трудом приспосабливаются к стереотипам, существующим в обществе.

Современная модель воспитания приводит к тому, что андрогиния растет и у мужчин. Это вытекает из феминизации педагогических профессий и доминирующей роли матери в семье. Мальчик имеет в основном образцы женского мышления и поведения. Он также получает поощрения за проявленное внимание и близость к миру женщин. Научные данные утверждают, что приспособление к общественной жизни сопровождается феминизацией мужчины. Говоря иначе, чем выше уровень феминизации мужчины, тем более альтруистические установки ему приписываются, тем больше поощрений он имеет за такое поведение. Традиционная мужественность получает меньше поддержки в процессе адаптации к общественной жизни. Этот процесс проявляется уже в школе, обычаях повседневной жизни. На Западе, отмечается в новейших исследованиях, система воспитания привела к тому, что значительно вырос уровень андрогинии у мужчин по сравнению с женщинами, что быстро нашло соответствующее философское обоснование. Например, считают, что андрогиния позволяет жить более продуктивно, использовать мужские и женские черты в зависимости от ситуации, в сексуальной же жизни она дает возможность познать больший диапазон переживаний.

Действительно ли андрогинический мужчина способен менять поведение в зависимости от ситуации или же его поведение является равнодействующей мужских и женских черт? Существует ли подобная дилемма для андрогинической женщины? Научные исследования доказали, что андрогинические женщины в своем «Я» имеют более устойчивое соединение мужских и женских черт и это уменьшает их способность к гибкому поведению. Мужчины же проявляют большую гибкость в поведении, ищут оптимальные для данной ситуации стратегии. В официальных контактах, в отношениях с родителями, сексуальным партнером у андрогинических женщин наблюдалось смешивание их психических черт, андрогинические же мужчины были более мужественными или женственными в зависимости от потребностей и условий. Подобные исследования имеют существенное значение для изучения проблем сексуальной жизни.

Можно предположить, что андрогинические партнеры могут идеально приспособить свое поведение к взаимным ожиданиям и потребностям. Способность быть в роли одного и другого пола дает возможность глубже погрузиться в мир сексуальных переживаний и создавать идеальное партнерство. Это были бы идеальные любовники. Но так ли это в действительности? Конечно, союз двух андрогинических партнеров имеет шансы на успех. Если же андрогиничен только один из них, то успех зависит от того, насколько это подходит партнеру, его стереотипам пола. Таким образом, нет универсального решения проблемы. Однако андрогиния бывает связана с бисексуализмом, а это уже несколько другое. Если в одном из партнеров андрогиния соединяется с бисексуализмом, то это потенциально угрожает партнерскому союзу и часто заканчивается драматично — союз распадается.

Исследователи андрогинии у мужчин отмечают еще один существенный момент. Оказывается, стопроцентные мужчины, имеющие ярко выраженные, несколько гипертрофированные мужские черты, чаще проявляют склонность к преступному поведению. Исправительные заведения наполнены «слишком мужественными» мужчинами, за исключением политических узников и насильников. Среди насильников оказывается высокий процент андрогинии. Трудно сказать, какова природа этого явления—первичное ли оно или вторичное. Можно предположить, что у насильников «женские» черты психики создавали барьер страха перед вступлением в гетеросексуальные контакты, женщины вызывали у них чувство угрозы, «мужская» же сторона психики вела к принудительному сожительству.

Насколько широко распространена андрогиния? Исследователи этой проблемы считают, что в странах Запада около 50% населения проявляют традиционные черты мужественности — женственности, а около 30% проявляют черты андрогинии. Это касается как мужчин, так и женщин. В других культурах к подобным исследованиям еще только приступают, следовательно, говорить о степени ее распространенности в других культурных кругах пока нет оснований. Следует помнить, что андрогинические мужчины и женщины — представители различных культур — будут значительно отличаться между собой, ибо модели женщины и мужчины в этих культурах очень дифференцированы. Поэтому андрогиния не является общим знаменателем определенных черт психики. Универсальный феномен психической двуполости указывает на то, что наша мужественность и женственность в основном сформированы культурными стереотипами.

Культурные феномены
Читайте в рубрике «Культурные феномены»:
/ Андрогиния
Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам