Корни культуры Запада

Корни культуры Запада Корни культуры Запада

Исследование корней сексуальной культуры Запада — довольно увлекательное интеллектуальное занятие, связанное с приключениями, это как бы путешествие в различные эпохи, раздвигающее временные рамки. Оказывается, что многие наши установки относительно секса, пола, эротической морали имеют древнее происхождение. Чаще всего они связаны с античным миром, христианством, однако истоки этих представлений возникли значительно раньше — на Ближнем Востоке, в месопотамской, шумерской, египетской культурах. Тому есть множество примеров. В частности, понятие «тобиасовы ночи» (запрет на интимные отношения непосредственно после заключения брака) пришло в Европу из Персии благодаря переселению евреев.

Проникновение в сознание жителей Запада манихеиского влияния осуществлялось через манихейские секты начиная с III века н. э. В них отразились взгляды зороастризма, который рекомендовал воздержание и проповедовал ригоризм. Сейчас уже трудно сказать, какая из культур прошлого — античный мир, раннее христианство, более поздний период развития истории Европы, национальная культура, современные быстроменяющиеся взгляды и обычаи и т. д.— оказала большее влияние на формирование духовного мира современного европейца. Влияния различных культур сказывались не только в далеком прошлом, но и позже, в течение всего исторического развития Европы. Конечно, это влияние коснулось и установок относительно секса. В последующих рассуждениях мы попытаемся обнаружить корни культур Запада в сфере сексуальной жизни, чувственном воображении, в самом, если можно так сказать, сексуальном образе мыслей.

Доисторическая Европа

Анализ наскальных росписей показывает, что уже 30 тыс. лет назад секс являлся объектом творчества. На рисунках изображается человек с ярко выраженными признаками пола и сексуальной физиологии: половой орган в состоянии эрекции, увеличенные ягодицы, груди, сексуальные контакты. Женщины часто нарисованы наклоненными вперед, что позволяет предположить, что такая позиция была широко распространена, в этом сказывалось подражание миру природы.

Сексуальные сцены в этих росписях изображаются наряду с обрядовыми сценами, сценами жертвоприношения. Можно предположить, что секс уже тогда выражал нечто большее, чем прокреацию, удовольствие. Он был тесно связан с культом, с анимистическими верованиями, магией. Сексуальные отношения, происходившие в определенном месте и в определенное время, должны были к тому же усмирять враждебные силы, способствовать плодородию земли, природы. Все отношения, противоречащие культу, рассматривались как его осквернение.

Шумеро-месопотамская культура

Сведение о сексуальных обычаях народов, населявших тысячелетия тому назад долины Тигра и Евфрата, дают многочисленные правовые кодексы, показывающие развитие правовой стороны этих обычаев. Женщины рассматривались как собственность, вещь, поэтому неверность трактовалась не как нарушение нравственности, а как посягательство на собственность. Сексуальные отношения со свободной женщиной оценивались совсем иначе: ни с той, ни с другой стороны не соблюдались никакие обязательства. Браки заключались в первую очередь исходя из экономических соображений и в целях продолжения рода. Широко практиковалась проституция. Кодексы не запрещали гомосексуальные отношения, правда, позднее гомосексуализм рассматривался уже как действие, порочащее человека. Кровосмешение, как и зоофилия, запрещалось. Эта культура выражала примат мужчины, а мужской половой орган трактовался как основа оплодотворения. Секс был ограничен определенными правовыми и культовыми предписаниями. Например, было известно понятие ритуальной нечистоты.

Нельзя сказать, что эта культура скептически относилась к сексу и полу. Одобрялся широкий диапазон сексуальных контактов. В ассирийский период появилась более жесткая оценка отклонений в сфере сексуального поведения. Примат мужчин, их занятий, их положения выражался, в частности, в дружбе между мужчинами, которая поощрялась, в то время как дружба между женщинами оценивалась негативно. Жена была собственностью мужа. Секс помимо прокреативного значения был источником сексуального наслаждения для мужчин. Проституции придавалось сакральное значение, она выражала вид служения божествам. Но к ней прибегали и в утилитарных целях — она давала возможность накопить приданое.

Сакральная проституция. Сведения, касающиеся проституции, практикуемой в храмах, относятся к тысячелетиям до нашей эры, а ее расцвет приходится на период третьего тысячелетия до н. э. Она была различна по формам: гетеросексуальная, бисексуальная, гомосексуальная, оральная,

зоофильная и т. д. Эта древнейшая традиция культуры шумеров наибольшее распространение получила в городе Урук, в котором был храм бога Ану. Проститутки служили культу богини Иштар. Они жили в особом доме, называемом «гагум», и делились на три группы. Их дети отдавались на воспитание в другие семьи.

Кроме профессиональных проституток подобным образом богине Иштар служили другие женщины. Существовали даже рекомендации, чтобы каждая женщина по крайней мере раз в жизни принадлежала в храме чужому мужчине. Эта рекомендация возникла уже в более позднее время. Этот обычай подтверждается описаниями Геродота. Страбон также писал о женщинах, сидящих в саду храма Иштар с венком на голове и ждущих, пока кто-либо из мужчин, посещающих храм, не выберет одну из них. Если сексуальный контакт имел место, то после этого они спокойно, с чувством выполненного долга возвращались домой. Сведения на эту тему мы находим также и в Ветхом завете.

Дошедшие до нас источники говорят, что эта проституция имела религиозное значение. В ней выражалось служение богине, мистическое с ней соединение. Для девственниц этот вид проституции рассматривался как благо для их будущего брака. В храмах бога Мардука стояли ложа с богатой постелью, женщина проводила в них ночь, ожидая божественных объятий. Естественно, что бога в таких случаях замещало реальное лицо. Сакральная проституция встречалась в Сирии, Финикии (культ богини Бельти). Истоки римской проституции следует искать в различных формах верований, а культ Приапа, характерный для Рима, имел восточное происхождение. Лишь позднее проституция в Риме обрела светский характер.

В VI в. до н. э. вторжение персов и культуры, которую они несли с собой, повлияло на установки относительно секса народов, живших в долине Тигра и Евфрата, позднее частично и в долине Нила. Культура этих народов опиралась на зороастризм, в котором существовали добрые и злые божества, ведущие между собой борьбу. Заратустра, проповедуя дуализм относительно секса, рекомендовал воздержание, контроль над вожделением. Секс трактовался как источник деторождения, другие его значения (наслаждение) сурово осуждались. Понятие вожделения связывалось с Первой Блудницей— Йех, которая смешала семена добра и зла. Зороастризм изменил относительно терпимое отношение вавилонско-месопотамской культуры на более суровое. Сношение, не служащее прокреации, трактовалось как грех. Гомосексуальный контакт считался большим преступлением, чем убийство.

Культура Персии (дуализм, понятие борьбы добра и зла, концепция искупления, сексуальный ригоризм) через еврейскую и греческую культуры оказала большое влияние на формирование сексуальных представлений западной культуры.

Культура Египта

Жители Древнего Египта проявляли относительно секса большую терпимость. В их мифологии сожительство богов — источник жизни и существования мира (мифы о сотворении мира). Главную роль играл мужчина. В сексуальных отношениях его мнение было решающим. Супружеские связи являлись моногамными, но фараоны, аристократы имели много жен. Женатый мужчина помимо жен мог иметь других партнерш. Неверность же замужней женщин была основанием для развода, она сурово наказывалась, вплоть до смертной казни. Мужчина легко получал развод, однако он был обязан выплатить жене определенную сумму денег. Женщины таких прав не имели. Браки заключались в юном возрасте: женщины — в 12—14 лет, а мужчины — в 15—17. Сексуальная инициация у мужчин происходила тогда, когда они чувствовали потребность сексуального сожительства. Часто первоц, партнершей была невольница. Популярной позицией сексуального контакта была так называемая обратная позиция (женщина лежит на мужчине). Известны случаи обрезания мальчиков, а также девочек (клитори-дектомия).

Для Египта характерны кровосмесительные связи, в частности среди фараонов и аристократии. Этот обычай имел религиозную основу, ибо Изида вышла замуж за своего брата Озириса. Кровосмешение помимо сакрального имело и династическое значение. Известно, что среди других народов такие обычаи сурово осуждались и карались.

Мужской примат этой культуры проявлялся также в почитании мужского полового органа. Существовала вера, что только от него зависит плодовитость женщины. Строение женского тела не вызывало большого интереса. В то же время понималась важность сексуальной жизни для психического состояния женщины, считалось, что у женщины наступает истерия, если ее матка после созревания осталась неприкосновенной. Известна была мастурбация (об этом говорят надписи на пирамидах VI и IV династий).

Из различных письменных источников и наскальных рисунков мы узнаем, что в Египте были известны анальные контакты. Кроме того, анальное отверстие использовалось, например, в медицине для применения многих лекарств (масло, молоко, пиво, свечи). Возможно, лекарства облегчали анальные контакты, которые имели место как в гомо-, так и в гетеросексуальной практике. Гомосексуализм был известен, но в данной культуре он представлялся чем-то отвратительным. Анальные контакты в гомосексуальных отношениях имели также образное значение — они выражали подчиненность. Известно, что рабам, военнопленным часто отрезали пенис, что означало утрату статуса, мужской позиции. Поэтому анальный контакт мог расцениваться как унижение мужчины.

В Египте были известны случаи содомии, трансвестицизма, что нашло отражение в мифологии. Терпимость относительно различных форм сексуального поведения объясняли тем, что люди, использующие эти формы, не наносят вред другим, что лицо, их практикующее, имеет детей и справляется со своими обязанностями. В многочисленных надгробных рисунках мы находим различные виды сексуальных отношений: типичные контакты, орализм, анализм, зоофилия. Из них мы черпаем сведения о распространенности проституции, связанной с культом плодородия, и сакральной проституции (культ Изиды). В Египте большое значение придавалось девственности и ритуальной дефлорации, которая, с одной стороны, рассматривалась как жертва, приносимая богам, с другой — как желание избежать кровотечения при естественной дефлорации.

Еврейская культура

Об установках относительно секса в еврейской культуре чаще всего судят по содержанию Ветхого завета. Однако это значительно упрощает вопрос. История этой культуры, где тесно перемежались эпохи расцвета и поражений, которая подвергалась гонениям, преследованиям и т. д., показывает, что в ней не могли формироваться единые установки относительно секса, что они менялись в различные исторические периоды. В рамках этой культуры можно выделить следующие этапы в развитии установок относительно пола и секса:

  • ранний иудаизм;
  • период после возвращения из вавилонского изгнания;
  • период диаспоры, после уничтожения святыни римлянами;
  • современный период.

Каждый из этих этапов имеет свою специфику, хотя им свойственны и общие черты: теоцентризм, контроль над сексуальной жизнью, мужская доминация.

В раннем иудаизме (до 600 г. до н. э.) существовал довольно простой кодекс сексуальных норм, поскольку еврейская культура этого периода была типично патриархальной. В обычаях существовало много элементов, заимствованных из соседних культур (полигамия, сакральная проституция, наложницы, трактовка секса как наслаждения). Постепенно развивалось аскетическое и ригористическое течение, которое усилилось после возвращения евреев из вавилонского изгнания. В этом втором периоде сексуальному акту приписывалось в основном прокреативное значение. Мастурбация, девиация, проституция, супружеская неверность, полигамия были запрещены и сурово наказывались. Многие элементы еврейской культуры этого периода впоследствии были восприняты христианством.

Каждый этап развития этой культуры был ориентирован на мужчину.

Целью брака была семья. Бездетность осуждалась, безбрачие трактовалось как патология, супружеская неверность каралась смертью. Нормы, регулирующие взаимоотношение полов, опирались на религиозные предписания, зосходящие к богу. Браки заключались в раннем возрасте. Сексуальное сожительство регулировалось определенными правилами. Оно разрешалось з рамках брачного союза, девственность невесты ценилась высоко. Закон не запрещал сексуальных контактов между свободными от уз брака лицами, не регулировал принципов аре аманди, позиций. Однако он включал ритуальные предписания, например после менструации женщина была нечистой в течение 7 дней. Хотя главной целью сексуальной близости считалась прокреация, но признавалось и другое ее значение. Например, мужчина должен быть в сексуальном контакте с женой даже тогда, когда это не служит деторождению. Прерывание сексуального акта было запрещено. В случае поллюции мужчина становился ритуально нечистым, и обрести чистоту он мог только после короткого периода сексуального воздержания. Семя трактовалось как основа оплодотворения.

Что касается женщин, то по отношению к ним проявлялась определенная двойственность. В библейских книгах представлены как добродетельные, идеализированные женщины, так и женщины, наделенные крайне отрицательными чертами, живущие страстями. Опасения относительно женского сексуализма заставили издать закон, запрещающий вдовам приобретать невольников.

Евреи, как и другие народы Среднего Востока, ценили фаллос как символ плодородия, но культа фаллоса у них не существовало. Фаллос использовался в качестве военного трофея. Он тщательно оберегался, и женщинам было запрещено повреждать генитальные области у мужчин. Нам неизвестно, когда были запрещены гомосексуальные контакты, скорее всего это следует связывать с трактовкой семени как источника плодородия. Отрицательное отношение к гомосексуализму возрастает в период влияния греческой культуры. Евреи всегда стремились прибегать к правовым предписаниям, когда усиливалось влияние культуры, угрожающей их религии.

Еврейская культура ценила секс в рамках брака, который служил не только прокреации, но и удовлетворению сексуальных потребностей, чувственности. В талмудистский период вопросам секса уделялось большое внимание. Раввины отвергали установку, что тело является воплощением зла, они призывали супругов не отказывать себе в сексуальных наслаждениях, хотя подчиненное положение женщины и настороженное отношение к ней сохранялись в культуре еврейской диаспоры. Например, Талмуд так трактует насилие над ней: поскольку первоначальное возмущение этим насилием можно обратить в согласие, то нельзя говорить о насилии над женщиной. Неясна и история библейского Содома. Так, например, в перечислении зол, отягощающих его жителей, не указывается сфера секса, не говорится о ней и в комментариях до 200 г. н. э. Только позже жителям Содома стали приписывать гомосексуализм и другие сексуальные извращения.

В разных слоях еврейской культуры существует много текстов, воспевающих любовь, к ним относится знаменитая «Песнь песней», являющаяся, вероятно, собранием свадебных песен. В свое время ее сакральный характер вызывал у многих сомнения, пока раввин Бен Акиба не включил «Песнь песней» в священные книги.

Евреи, несмотря на их расселенность по всему миру, сохранили в своей культуре многие традиции и установки в вопросах пола и секса. В то же время сексологические исследования, проведенные в США, показывают, что существуют большие различия в понимании этих вопросов между евреями-католиками и евреями-протестантами. Некоторые направления психоанализа, психотерапии (например, учение Фрейда) испытали влияние трактовки секса, которая давалась в еврейской культуре (патриархальные традиции, мужская доминация, двойственное отношение к женщине и т. д.).

Оригинальные традиции еврейской культуры, впитывавшие в себя многие предания Ближнего Востока, повлияли на установки христианства относительно секса, а библейские персонажи служили своего рода примером сексуального поведения, отношений между полами (Ева и Адам, Онан, Самсон и Далила, Давид и Батшеба).

Греческая культура

Нельзя понять сексуальных обычаев Запада, не зная греческой культуры, влияние которой значительно глубже, чем влияние других культур. Вплоть до XX в. греческая мысль, представления греков о феномене пола и секса господствовали в умонастроении Запада. Существует богатая литература, исследующая сексуальную жизнь древних греков, дошедшие до нас произведения искусств являются символом аполлоновского типа культуры, отражают светлое начало. Однако знакомство среднего европейца с греческой культурой приводит к тому, что он склонен трактовать ее как однородную и неизменную, хотя она претерпела заметные изменения в ходе своей истории. Иногда эта культура отождествляется с сексуальным раем, ее установки относительно секса рассматриваются как совершенные. Ей приписываются одни лишь преимущества, забываются ее теневые стороны.

Греческая культура была патриархальной, ориентированной на мужчину. Женщина, как бы по-разному ни трактовалась, всегда была подчинена мужчине. Отношение к ней не было однозначным, в литературе она чаще очернялась. Эта культура в отношении секса проявляла позитивную ориентацию и выделяла много форм сексуального поведения. Например, мастурбация трактовалась как форма, замещающая сексуальный контакт. Известны были различные предметы, служащие самовозбуждению. Большое внимание уделялось красоте тела и духа, главной целью воспитания была гармония, полнота личности, калокагатия, т.е. умение быть красивым и добрым. Наготой восхищались уже с момента развития спортивных игр. Фаллос трактовался не как постыдная часть тела, а как символ плодородия, отражения враждебных сил, поэтому его изображали на домах, в публичных местах, на предметах повседневного обихода. Выделялись различные нормы сексуального поведения.

Греческая мифология представляет богатый спектр форм сексуальной жизни, в том числе и девиации. На установки относительно пола, на понимание смысла секса повлияли философские системы Платона и Аристотеля, а позже стоицизм и гедонизм. В платонизме речь идет о духовном развитии Эроса — от восхищения телесной красотой человека через любовь к людям, возвышение духовной красоты над телесной вплоть до созерцания божественной красоты. Женщина и мужчина являются двумя частями первичной целостности (миф об андрогинии), отсюда их взаимный интерес и потребность соединиться. Это соединение позволит им проникнуть в сферу духа. Аристотель, ссылаясь на природу, стремился доказать, что самец доминирует, что он более важен, чем самка. Мужчина и женщина относятся друг к другу, как Солнце и Земля, энергия и материя, столяр и дерево. Семя мужчины формирует и создает жизнь, а женщина испускает субстанцию, которая в своей части является семенем. Она стоит ниже мужчины, ибо является более холодной. Взгляды Платона и Аристотеля влияли на европейскую мысль в течение многих веков вплоть до современности. Концепцию Платона относительно сакрум и профанум («сакрум»—духовная гармония, интеллектуальная привлекательность, а «профанум» — физическая любовь) мы можем обнаружить во многих новейших философских трудах, посвященных вопросам пола.

В греческом искусстве в архаический и классический период не выделялся пол. Привлекательность и красота тела, согласно представлениям греков, зависят от оптимальных пропорций, от движения. Позже женским идеалом, выраженным в критской культуре, становится египетская танцовщица (нежная, воздушная, сексуально привлекательная). В период эллинизма сказывается влияние Востока, отсюда мотив гермафродита. Идеалом мужской красоты являлся спортсмен, позже им стал мальчик, юноша. В искусстве преобладало изображение мужского тела, оно рассматривалось как синоним красоты пола. Параллельно развивалось сексуальное искусство, в котором натуралистически представлялись разнообразные формы сексуальных отношений (орализм, анализм, различные позиции, групповой секс, девиации).

В древнегреческой литературе весьма распространены сексуальные мотивы. Мы находим их в поэмах Гомера, в лирике ,Сафо, в аттической комедии, в многочисленных эротических романах и т. д. Известный вклад внесла придворная литература эллинистического периода, когда влияние Македонии усилило положение женщины и многие писатели, поэты посвятили свое творчество проблемам любви, секса, красоте человеческого тела. Греческая литература изображала секс в разных жанрах: романтическом, идиллическом, лирическом, дружеском, порнографическом и т. д.

Женщины пользовались определенной свободой, что отражалось во многих обычаях. Гомер воспел женщин, ставших символами различных черт: Пенелопа — верная, Навсикая — скромная, Арета — образцовая хозяйка, советчица мужу, Елена—чувственная, таинственная. Богатые свадебные церемонии заканчивались тем, что муж переносил в свой дом жену, далее следовала инициация сожительства. Плутарх так описывает обряд брачной ночи: знатная женщина бреет невесте голову, одевает ее в мужскую одежду, укладывает в темноте в постель, муж развязывает жене пояс и переносит ее в другую постель, после соития тихо уходит и идет спать к друзьям. Он поступает так, чтобы избежать гнева ревнивого божества, охраняющего девственность.

В литературе было принято восторженное отношение к полу и сексу, которые приписывались богам. Любовь богов связывалась с плодородием, красотой, наслаждением. В мифологии отражались также и сексуальные страхи, подсознательные желания (Эдип, Электра, Нарцисс, Кронос). Поцелуй рассматривался как сексуальный жест. Феллацио практиковалось как проявление ласки. Были известны различные позиции сексуального контакта. Нагота приветствовалась в арс аманди, но удалялся волосяной покров генитальной области и под мышками. Тело перед сексуальным контактом натиралось оливковым маслом, применялись благовония. Законы Дракона запрещали насилие, супружеские измены, эксгибиционизм, совращение детей. Законодательство Солона преследовало за проституцию, внебрачные половые связи. Кровосмешение не наказывалось законом, но трактовалось как проступок перед религией. В конце V в. до н. э. война между Афинами и Спартой повлияла на положение женщины, которая долгое время оставалась в доме одна, ожидая возвращения мужа. Уже тогда распространялась идея Гиппократа, что отсутствие семени в матке ведет к истерии, усталости мысли. После окончания войны в Афинах возросло число разводов, уклонений от брака. Платон наделял равными правами оба пола, допуская свободную любовь.

Воинственность Спарты, ее военизированный образ жизни давали большую независимость женщинам, которые участвовали в жизни общества. Мужчин поощряли к гомосексуализму, контактам с мальчиками в военных школах. Распространенным обычаем была «передача жены взаймы» другому мужчине, чтобы дети, рожденные ею, могли стать воинами. Для этого выбирались кандидаты, обладающие привлекательными чертами. Проституция в Спарте была явлением маргинальным, ибо не было проблем в нахождении сексуальных партнеров.

В Греции не привилась сакральная проституция. Исключением был Коринф, в котором якобы жило около 10 тыс. проституток. Жизнь типичных, «серых» проституток была тяжелой. Они жили в многочисленных борделях. Цена услуг была очень низкой. Существовали также элитарные проститутки— куртизанки. Золотым их веком был IV в. до н. э. Многим из них были посвящены литературные и другие произведения искусства. Отсюда мы знаем их имена. Некоторые соединяли в себе красоту и ум, например фаворитка Перикла Менандра. Известна была и гомосексуальная проституция, которую легально разрешалось практиковать взрослым мужчинам.

Со временем число мифов и недоразумений относительно границ и значения гомосексуализма в греческой культуре быстро увеличивалось. Одним из таких мифов является убеждение, что он был доминирующей формой сексуальной активности мужчин. Однако греческое законодательство не было столь либеральным относительно гомосексуализма, как это может показаться, а сам он был терпим постольку, поскольку не представлял угрозу семье. Наиболее часто встречаемой формой гомосексуальных связей была связь взрослого мужчины с мальчиком в возрасте 15—18 лет (педерастия). Гомосексуализм трактовался не как патология, он составлял часть природы. Согласно представлениям Платона, род людской первоначально состоял из особей с 4 ногами и 4 руками. Боги разделили их на двух людей, но женские и мужские половинки ищут друг друга всю жизнь. Поэтому оценки гомосексуализма и гетеросексуализма совпадали.

Трудно сказать, когда гомосексуализм в Греции приобрел массовый характер. Во времена Гомера он еще не имел столь широкого распространения, как во времена Аристотеля. Распространению педерастии способствовала сама система обучения. Мальчики, получая образование, жили в закрытой мужской среде, главной целью воспитания было сформировать мужские черты. Старший мужчина был образцом, меценатом, посвящал в жизнь, з том числе и сексуальную. Постоянное совместное проживание, тесные дружеские контакты, частые диспуты углубляли интимность уз и отделяли воспитанника от мира женщин. Родители не оказывали большого влияния на воспитание. Отцы были заняты общественной деятельностью, а матери воспитывали ребенка до 7 лет. Вероятно, совместная жизнь в замкнутом кругу содействовала развитию гомосексуализма и среди женщин, но это явление оставалось незамеченным.

Гомосексуальные связи получили наибольшее распространение среди воинов, спортсменов, учащихся. Много преданий сохранилось относительно среды аристократов, в которой педерастия приобретала особый смысл. Согласно Страбону, на Крите широко практиковалось похищение подростков будущими любовниками. Любовник прежде всего вводил мальчика в клуб мужчин (андреон), а затем проводил с ним 2 месяца в сельской местности, где время протекало в одних развлечениях, пирах, охотах. После медового месяца подросток причислялся к миру взрослых мужчин, получал богатые дары. Между старшим мужчиной и подростком устанавливались характерные отношения: подросток старался быть достойным любви, а его любовник стремился чем-то блеснуть, очаровать. Педерастия трактовалась как оптимальная, совершенная форма воспитания, в ходе которого любовник был предводителем, развивал чувственность, восприимчивость к прекрасному, мужские и патриотические добродетели. Гомосексуальные связи не всегда протекали спокойно, имеются сведения из литературы, что они возбуждали сильные страсти, вели к преступлениям, соперничеству, ревности.

В греческой культуре было известно переодевание мужчин в женские наряды во время маскарадов, театральных спектаклей. Чем это можно объяснить, ведь мужчина имел более высокий социальный статус, чем женщина? Вероятно, переодевание должно было символизировать поиски своей половины, о которых шла речь выше. Профессор Синко пишет, как идеи платонизма соединялись с педерастией: «Сократ воодушевленно воспевает результаты божественного безумия, носящего имя Эрос. В дискуссии с красивым мальчиком, которая начинается с упоминания о прекрасной Сафо и мудром Анакреоне, он рассказывает миф о душе, которая вступила в тело философа, но по пути на землю потеряла крылья, но они начинают отрастать при виде красивого мальчика».

Культура Рима

В Древнем Риме сексуальные обычаи претерпели определенную эволюцию: с течением времени первичная суровость римской воинской культуры уступает место восточным влияниям, в которых сексу отводилось значительное место. В аристократической среде он приобретал даже оргиастические черты. Писатели и поэты Рима оставались приверженцами старой морали — идеализировали традиции, а причины ослабления нравственных требований объясняли греческим влиянием. Иногда к их мнению прислушивались императоры, что приводило к изданию очередных законов, целью которых было исправление нравов и возврат к первичной суровости.

Римская культура оставалась патриархальной, с мужской доминацией. Согласно римскому праву, женщины были лишены самостоятельности и находились под опекой мужчин. В течение длительного периода они не имели фамилий, а только имена. Сферой их жизни и деятельности был дом, семья, воспитание детей. По мере роста богатства воинственной империи и усиления власти императора стали проявляться сексуальные эксцессы и оргии в высших социальных слоях. Широкое распространение массовых зрелищ, боев гладиаторов, связанных с показом жестокости, опосредованно стимулировало сексуальную агрессивность и проституцию. На первый взгляд между этими явлениями нет прямой связи. Однако исследования психоаналитиков показывают, что жестокость часто является причиной роста сексуального возбуждения.

Римляне лишь частично поддались чужому влиянию, например к гомосексуализму, распространенному среди греков, они относились с презрением. До сих пор в Помпее можно прочитать надпись cinaedus (бесстыдник), относящуюся к гомосексуалисту. Педерастия, девиации оценивались критически, как омерзительные занятия. Трансвестицизм практиковался императорами (Калигулой, Нероном), однако он не получил массового распространения и рассматривался как чудачество.

В языке древних римлян было слово sexuc, которое одни ученые связывают по смыслу со словом hexis, означающим темперамент человека, другие— с понятием secare, означающим разделение полов. Понятие sexus использовали в своих произведениях Цицерон, Плиний. Согласно некоторым исследованиям, в Италии до развития римской культуры был распространен промискуитет, оргиастические церемонии в честь бога Тутуна Мутуа. Позже распространенным явлением стала покупка жены, ее муж становился «господином ее жизни и смерти, а также ее детей». Легенда о похищении сабинянок свидетельствует о том, что женщин в Риме было меньше, чем мужчин.

Особую известность приобрел город Помпея, свидетельствующий о роскоши римлян, об их богатом эротическом искусстве. Виллы Помпеи изобиловали ценной утварью, предметами роскоши сексуального содержания, фресками, показывающими различные формы ласки, позиции сожительства. Комнаты, где происходило соитие, были пышно обставлены. (После открытия Помпеи мозаика и фрески держались под секретом и долгое время оставались недоступными для изучения.) В этих комнатах древние жители города устраивали сексуальные оргии, поэтому не случайно они слыли источником роскоши и порчи. Трагедия, постигшая город, рассматривалась как божественная кара за содеянное. Относительно недавно был открыт доступ к виллам Помпеи, к фрескам и т. д., но их воспроизведение подлежит цензуре еще во многих странах.

Из латинского языка до нас дошло много понятий, названий, например: cunnilingus, tribadism, мастурбация, fellatio.

У читателей книги «Искусство любви» Овидия может сформироваться ошибочное представление о том, что все римляне уделяли большое внимание аре аманди. Но это было характерно только для высших сфер, а не для большинства жителей. Римляне проявляли определенную умеренность в сексе, они ценили дом, семью, традиции, не одобряли наготы, сексуальных эксцессов, девиации. Со временем получает распространение стоическая философия, неоплатонизм, отсюда возникает аскетическое направление, быстро воспринятое появившимся христианством. В культуре Рима тесно переплелись аскетическое, оргиастическое и традиционное направления.

Римляне в своем искусстве не отделяли эстетических ценностей от эротических. Они ценили тело с хорошими пропорциями. Идеалом женственности была стройная фигура, полные бедра и ноги, светлая кожа и волосы. Идеалом мужчины было мускулистое, загорелое тело. Нагота в искусстве была акцентирована позднее, что, вероятно, было связано с распространением городских бань.

Римляне ценили девственность (культ Весты), но от будущей жены она не требовалась. Девственниц нельзя было осуждать на смерть, чтобы этот запрет снять, совершалось насилие. Известно, что дефлорация производилась ритуально, фигуркой бога Приапа. В древние времена первый супружеский сексуальный контакт совершался при свидетелях, первенство имели друзья жениха.

Сексуальные контакты происходили на ложах, аристократия имела для этих целей специальные помещения, богато украшенные. Проститутки развлекали клиентов под арками (отсюда название — fornicatio). Наиболее популярной позицией были классическая, обратная или сзади. Обратная позиция отождествлялась с высоким социальным положением данной женщины. Женщины проявляли в арс аманди активность. В более поздний период Римской империи усиливаются садистские и оргиастические формы. Некоторые цирковые зрелища были связаны с насилованием женщин мужчинами и животными, сопровождались садистскими действиями, приводящими к смерти. На сцене реалистически изображались сексуальные контакты, насилие, смерть. Против общего падения нравов раздавалось много протестов.

В Древнем Риме жили два известных врачевателя: Гален и Соранус. Гален дал имя венерическому заболеванию — «гонорея». При сексуальном возбуждении и отсутствии возможности для сексуального контакта он рекомендовал мастурбацию, утверждая, что накопление сексуального напряжения ведет к психическим отклонениям. Соранус известен благодаря разработке многих методов регулирования рождаемости.

Иногда сексуальная культура Древнего Рима отождествляется с сексуальной жизнью, характерной лишь для жителей Помпеи. Однако следует учитывать, что в этом городе жила римская аристократия и прекрасные фрески и предметы роскоши говорят об обычаях этого общественного класса, а не об уровне жизни основного населения римского общества.

Закат античного мира

Понимание установок относительно секса в раннем христианстве требует некоторых сведений об интеллектуальном замешательстве, которое наступило в первые века нашей эры. Уже существовали греческая, римская ;i еврейская культуры, а также различные течения, влияющие на видение тела, секса, пола (орфизм, гностицизм, элеузейские, восточные мистерии, стоицизм, неоплатонизм и т. п.), развивающееся христианство тоже переживало определенные внутренние трудности, цементируя оппозицию против языческого мира. В результате этого замешательства античные культуры в видоизмененной форме стали приспосабливать к христианской доктрине, которая создавала свои догматику и апологетику, разрабатывала обычаи для повседневной жизни, в том числе и обычаи сексуальные.

Христианская доктрина общеизвестна, мы будем о ней говорить позже. Однако еще долго давали о себе знать определенные установки относительно тела, секса, возникшие в этот период, например влияние манихейства сохранилось в Европе почти до наших дней. Знание современных установок относительно секса требует знания истории первых веков нашей эры. Для сексолога важно выделить несколько аспектов, характерных для данного периода. Это, в частности, идеи аскезы, безбрачия, появление негативных установок относительно секса. Упомянутые аспекты по крайней мере не вытекают из иудаизма, Евангелия, а определяются некоторыми из направлений греческой и восточной мысли.

В первые столетия нашей эры происходит ориентализация греческой мысли. В орфических верованиях человек трактовался как дух, погрязший в теле. Зевс создал человека из пепла Титанов. Человек имеет двойную натуру: божественную и дьявольскую. Целью жизни является развитие божественного в себе и уход от дьявольского. Жизнь — это конфликт между высшей и низшей натурой человека. Дуализм охватывал также мир секса и пола. Сексуальное сожительство означало подчинение низшей натуре, или чувствам.

Другие направления греческой мысли также проявляли негативное отношение к сексу. Неоплатонизм рассматривал сексуальное сожительство как унижение человека, низводящее его до уровня животного, а сексуальное вожделение трактовал как самую низменную сторону психической жизни. Благо, согласно его сторонникам, состоит в уклонении от сексуальной активности. Последователи Демокрита также имели дуалистические представления о жизни, а секс отождествляли со злом. Эпикурейцы считали, что сексуальные отношения не приносят человеку пользы, что сожительство с женщиной не может сделать жизнь приятной. Киники смотрели на брак как на тяжкое бремя, идеалом для них служила природа, хорошие нравы, добродетель, умеренность, ценность брака была лишь в продолжении рода человеческого. Сексуальное наслаждение трактовалось как зло.

Гностицизм был доктриной, стремящейся соединить восточные и христианские установки. Его идеи были известны уже в античном мире, его сторонники разрабатывали крайне пессимистическую и дуалистическую концепцию мира, говорили о борьбе добра и зла, видя источник зла в теле и сексе. Крайней формой гностицизма было манихейство. Школа Филона из Александрии считала, что секс в браке служит лишь деторождению, на женщину смотрели косо за ее грехопадение в раю. Она олицетворяла чувственность, а мужчина — рациональность души. Чувственные наслаждения осуждались. Близки к этим взглядам были взгляды неопифагорейцев. Плотин полностью отбрасывал мир чувств, секса. Философы этого периода в большинстве своем не состояли в браке, были предубежденно настроены относительно секса, проявляли антифеминизм.

Идеал аскезы получал все большее распространение и проповедовался христианскими теоретиками. Брак трактовался как уступка природе: он ценился ниже, чем безбрачие, о чем говорится в «Послании» св. Павла. Такой подход был чужд еврейской культуре, которая не одобряла безбрачия, подобное понимание аскезы не вытекало и из духа Евангелия.

Культуры народов
Читайте в рубрике «Культуры народов»:
/ Корни культуры Запада
Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам