Развитие культуры и человеческая сексуальность

Колыбель европейской культуры Колыбель европейской культуры

Из множества определений культуры приведем лишь некоторые. Например, Тэйлор определяет ее так: культура — это комплекс, охватывающий науку, верования, искусство, мораль, право, обычаи и привычки, приобретенные человеком как членом общества. Для Клюкхона культура является совокупностью образа жизни народа, социальным наследием, которое личность получает от своей группы. Кисиш представляет ее как совокупность совместно освоенного опыта человека. Свежавский трактует ее как способность к познанию и передаче опыта, поклонению, умению истинно любить. Можно сказать, сколько антропологов, столько и определений культуры. Холл трактует культуру как коммуникацию. По его мнению, культура складывается из таких видов деятельности человека, как стремление к взаимодействию, сохранению жизни, бисексуальности, обучению, игре, борьбе, защите, использованию материалов.

В «Общей энциклопедии ПВН» культура определена следующим образом: совокупность принципов, правил и способов человеческой деятельности, произведений человеческого труда и творчества, образующаяся на почве определенных биологических и социальных черт человека, условий ею бытия, развивающаяся и преобразующаяся в ходе исторического процесса.

Лузбетак видит в культуре действенную систему приспособления человека к физической, социальной и понятийной среде. Она является определенным планом жизни. Человек усваивает его в процессе воспитания, подражания, а также подсознательно. Культура не наследуется генетическим путем, она приобретается после рождения благодаря познанию, обучению. Познание же возможно потому, что человек способен к абстрактному мышлению и широко использует символы, из которых наиболее важным является язык.

Культура приобретается в процессе воспитания, сознательного подражания и бессознательного усвоения. Этот процесс охватывает все аспекты жизни, он чрезвычайно чувствителен, воздействует даже на тончайшие оттенки поведения, установок и верований, имеет глубокие корни.

Для ученого-сексолога культура представляется надстройкой над природой, явлением сугубо человеческим. Между этой природой и культурой существуют более или менее гармоничные взаимосвязи. Можно сказать, все генетически обусловленное в человеке, биологические факторы (нейро-и эндокринные системы, строение тела, гормоны...) — это наследие, полученное от мира природы. Культура же является результатом деятельности человека.

В сфере секса культура формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образцов поведения, определенные модели полового равенства и т. д. Она регулирует сексуальное поведение, стиль взаимодействия партнеров, подвергает сексуальную природу человека определенной регуляции на благо общества, семьи, брака.

Сложность, неоднозначность взаимоотношений между природой и культурой в сфере секса и полов является одной из причин возникновения многих замечательных произведений искусства, литературы, поэзии. Ярким примером тому служит история культуры Европы. Можно предположить, что двуполюсность полов в мире человека, ведущая одновременно к тенденции как «к», так и «от», находит определенное подобие в биполярности природа — культура. Между ними также существует тенденция «от» и «к», которую мы обнаруживаем в истории различных культур, а также в жизненном пути многих людей.

Вопрос об отношении между природой человека и культурой тем более сложен, что культура не является чем-то статичным, о«на развивается, эволюционирует. История культуры Европы чрезвычайно богата изменениями, оказавшими влияние и на сексуальное поведение. Культуры разных народов тесно взаимодействуют, поэтому на эротические обычаи влияют различные волны моды культур, иногда очень далеких друг от друга по своему характеру. В то же время культура развивается до некоторой степени в изоляции, что обусловливает определенную устойчивость образцов поведения. И сейчас еще существуют общества, которые сохранили древнейшие традиции. В них сексуальное поведение осталось как бы в «чистой форме».

Одним из важнейших факторов культуры являются отношения между полами. Французский сексолог Ж. Цванг, анализируя источники традиционных отношений между полами, пришел к выводу, что распространенность патриархальных моделей этих отношений, доминирование мужчины в данных отношениях восходит к временам первобытного общества. Тог Да социальная иерархия определялась тем, насколько индивид был способен защитить племя, обеспечить его пищей. Она выдвигала на первый план такие качества, как способность предводительствовать, справляться с трудными ситуациями. Именно эти качества определяли положение личности в этой иерархии.

Высокая оценка силы, ловкости, необходимых при использовании орудий и организации групповой жизни, оказывала влияние на поведение практически всех мужчин племени. Во враждебном окружении сильные, вооруженные мужчины стремились к доминированию. Появлялись соперничество и борьба в рамках самой группы. Вокруг наиболее сильных личностей образовывались группы и кланы. Только жрецы и кудесники представляли отдельную, частично независимую касту, выполнявшую особую роль. Женщины, как физически менее сильные, не принимали участия в особо значимых занятиях (война, охота). Иерархия силы определяла власть мужчины. В новой социальной системе, отличной от матриархата, обладание женщиной стало еще одним фактором превосходства. Чем более высокое место занимал мужчина в данной иерархии, тем большее право он имел на обладание большим числом женщин, часть из которых являлась военной добычей.

Во время войн женщины становятся предметом добычи, обмена, торговли. Они являлись своего рода материальной ценностью, над которой мужчина имел власть и за которой он присматривал. Это, по мнению Цванга, послужило основой для становления обычаев, связанных с изоляцией женщин от внешнего мира, закрытием их лиц и т. п. В социальной иерархии, опирающейся на силу, женщина постепенно становится вещью, предметом.

В культуре народов, живущих в районе Тихого океана, где забота о физическом выживании не была первоочередной потребностью, положение женщины было более высоким, имело партнерский статус и как следствие этого ценностью для мужчины уже являлась близость с женщиной, «оторая сама этого желает, а не стремление добиться ее послушания силой.

Специфика сексуальности человека состоит в том, что женщина, как и мужчина, способна к интимным отношениям постоянно с момента достижения половой зрелости. В этом заключается одно из отличий человека от животных, в мире которых господствует целенаправленный, прокреативный секс, секс, связанный с продолжением рода, и лишь у немногих животных секс не связан только с этой целью (у обезьян, дельфинов).

У человека сексуальные контакты служат в основном удовлетворению половых потребностей, удовольствию. Психоаналитик В. Рейх вычислил, что у среднего семидесятилетнего человека из около 5000 сексуальных контактов в течение его жизни только не более 15 имеют своей целью продолжение рода. Другим отличительным свойством сексуальности человека служит явление оргазма у женщины как феномен, достигаемый в результате обучения. Этот механизм сексуального удовольствия очень важен в сексуальных обычаях человечества. Специфика женского эротизма опирается, в частности, на «память о приятном», так как у женщин отсутствуют черты возбуждения, типичные для мужчин (эрекция). Этим механизмом можно объяснить некоторое снижение порога восприятия чувственных раздражителей у человека и возникновение всего, что относится к сексуальной культуре — сексуальные стимулы, арс аманди.

Физиология возбудимости клитора, временной интервал между началом и концом сексуальных отношений, наполненный чисто человеческим содержанием, являются феноменами сексуальной физиологии и отличают человека от мира природы. Они повлияли на определенные формы сексуального поведения. Секс приобрел свое ценностное значение и стал формой отношений между мужчиной и женщиной, игрой, а рука стала важным инструментом в сексуальной жизни. Новое качество секса связано с возникновением любви, душевных привязанностей, создающих возможность повторять близость, являющуюся источником приятного. В результате происходит психическое сближение, свободное от грубых отношений и страха. Прогрессирующая персонализация человека в рамках культуры углубляет значение чувственных партнерских уз.

Для развития сексуальных связей постепенно все более важными становятся различные приемы, увеличивающие взаимную привлекательность: прическа, окраска тела, татуировка, одежда, гигиена тела. Постепенно обогащается ритуал ухаживания (танец, диалог, кокетство, символика секса в верованиях, мифах, религиях). Развивается визуальное искусство, которое известно нам с доисторических времен. На сохранившихся до наших дней наскальных рисунках мы видим различные сцены из повседневной жизни, в том числе и сексуальной. Обогащаются языковые формы, а также и символы, имеющие сексуальное значение (воспитательное, возбуждающее сексуальность, соблазнительное, выражающее чувства и т. д.).

Развитие культуры и усложнение психологической жизни человека сопровождаются дифференциацией психической сферы секса. Сновидения, фантазия нередко переносят секс из сферы реальности в сферу воображения. Секс постепенно выходит за пределы только биологического и становится органичной частью духовной жизни человека.

В истории человечества культурные отношения между полами складывались постепенно. Сексуальные обычаи становились все более ритуализованными. Феномен девственности приобретал культурное значение — значение избирательности, ценностного отношения к своему интимному миру. Каждая культура вырабатывала к нему свое отношение, а в культурах с иерархией силы и доминацией мужчины он имел особое значение. Отсюда развитие различных ритуалов защиты девственности, публичного показа следов потери девственности и т. д.

Распространение разных религиозных течений вводит новые элементы в сексуальную жизнь: табу, указания, запреты, религиозную символику, определение роли полов. Постепенно физиология и психология секса связываются с культурными традициями и религиозным мировоззрением.

Чтобы изучать сексуальное поведение людей — представителей различных культур, необходимо как бы отстраниться от собственного культурного круга, привычных схем и усвоить основные черты познаваемой культуры. Часто отсутствие такого подхода не позволяет правильно оценить обычаи других народов, поскольку их рассматривают с точки зрения собственных культурных стандартов.

Упоминавшийся уже Лузбетак пишет, что поведение, определяемое как мужское и женское, в значительной мере в различных регионах мира обусловлено культурой. «В странах Запада все ждут, что мужчина будет носить тяжелые пакеты, а в других странах трудно представить, чтобы мужчина нес что-то более тяжелое и менее почетное, чем ружье, нож или топор. В границах некоторых культур считается недопустимым, чтобы мужчины носили юбки, а женщины брюки... Шотландцы не считают, что юбка не совместима с мужественностью. Жители Фиджи не рассматривают мундиры их полиции, похожие на юбки, как нечто типично женское, жители Ганы не считают одежду своих мужчин более подходящей для женщин.

У мужчин и женщин даже стиль речи может более или менее отличаться. То, что смешно в Европе, не вызывает смеха в других местах. В западных обществах для мужчин было бы неприлично войти в церковь в головном уборе или босиком, в то время как на Ближнем Востоке нельзя представить, чтобы мужчина вошел в мечеть в обуви и с непокрытой головой. В некоторых районах Африки считается оскорбительным, если кто-то обращается к человеку, который направляется в туалет».

Смешение сексуальных ролей характерно для балийцев. Их религия высоко ценит гермафродическую фигуру Синг Хианг Тенггала. Периодическое изменение ролей связано с гомосексуальным поведением (наиболее распространено в тюрьмах, интернатах, монастырях...). Мужчины племени тонга в Мозамбике, работающие на шахтах Южной Африки и живущие в мужских лагерях, одобряют такую периодическую смену ролей. Народы, проживающие в Судане, имеют обычай организовывать мужские группы в возрасте 22—25 лет. Мужчины этой группы не должны вступать в контакты с женщинами, но им не запрещены контакты с мальчиками. С последними обращаются как с женщинами.

В некоторых культурах гомосексуальные контакты одобряются лишь для определенных возрастных групп, например в культуре нгоде в Африке гомосексуализм разрешается с 10 лет до момента вступления в брак. Существует и такой обычай: если мужчина надевает женскую одежду, то это значит, что он утратил статус мужчины. В культуре лепха (Гималаи), где секс рассматривается как единственная форма развлечения, считается, что переодеваться в одежду другого пола может только женщина и только ради шутки. Для мужчины такое переодевание позорно. В культуре индейцев папаго гомосексуалисты заключали браки, занимались женской работой. В культуре бит намбас на Новых Гебридах гомосексуализм связывался с обрядом обрезания.

Таким образом, на сексуальное поведение оказывает влияние данный культурный круг, традиции национальной культуры, субкультурные общности, религия. Эта обусловленность формирует определенную систему мышления, поведения индивидов, образует фильтр в их психике, через который проходят опыт и новые веяния.

Возникает вопрос: какое значение имеет изучение сексуального поведения в других культурах? Таких значений несколько. Одно из них познавательное, благодаря которому нам открывается разнообразный мир, что помогает понять — наше поведение определенным образом обусловлено. Другое значение — это осознание специфики собственной культурной традиции, понимание того, что существуют другие культуры и мы не имеем оснований оценивать их с позиции превосходства. Познание сексуальных культур мира позволяет также выделить как наиболее общие, так и отличительные черты, что становится источником размышления о смысле и цели секса, о взаимосвязи полов, о красоте и здоровье тела.

Нельзя не признать того, что благодаря сексологии разрабатываются новые методы лечения сексуальных расстройств, лучше познаются причины этих расстройств, устраняются многие нежелательные сексуальные стереотипы и мифы.

В популярных публикациях по современной сексологии обращает на себя внимание несоразмерность между информацией о сексуальной физиологии, ее биологической обусловленности, патологии и лечении сексуальных расстройств и знанием о культурной обусловленности секса. Последняя стала предметом исследований относительно недавно. Если посмотреть книги, изданные в Польше, то указанная несоразмерность окажется еще более разительной. Даже в тех работах, которые посвящены культурной обусловленности сексуальной жизни, больше места отводится внесексуальным темам или граничащим с ними. Из этих работ мы скорее получаем информацию о семье, законодательстве, мировоззрении, воспитании, чем о конкретном сексуальном поведении.

Подобная несоразмерность обусловлена и тем, что исследования сексуального поведения в различных культурах очень затруднены и требуют времени. Многие важные документы, источники, произведения искусства, литературы, поэзии только сейчас стали доступны для изучения, до сих пор они хранились в специальных отделах музеев и библиотек. Поэтому специалисты по проблемам той или иной культуры, как правило, не могут ничего сказать о сексуальных традициях в культуре, которую они изучают. Причины этого кроются или в отсутствии интереса к этой области, или в сокрытии ее для себя, а чаще в том, что «не рекомендуют» заниматься этой сферой жизни.

Культурная сексология находится в пеленках, и можно лишь предвидеть ее развитие в будущем. Работ на эту тему пока мало, желающих приступить к подобным исследованиям не прибавляется, но все же определенные успехи в этой области есть.

В свое время в Польше между первой и второй мировыми войнами была издана четырехтомная «Сексуальная энциклопедия», в которой содержалась обширная информация из области культурной обусловленности секса и эротических обычаев. После второй мировой войны хотя и появились работы на эту тему, но они выходили небольшими тиражами или давали лишь краткие сведения по данной проблеме. Первой наиболее удачной попыткой можно считать книгу «Культурная сексология» под редакцией К. Имелиньского, коллективный труд, изданный в 1980 г. Однако недостаток этой книги, как и других изданий, состоит в том, что в ней нет иллюстративного материала из области мирового эротического искусства, которое является наследием человечества и часто лучше, чем текст, отражает сущность данной культуры.

Сексуальное поведение
Читайте в рубрике «Сексуальное поведение»:
/ Развитие культуры и человеческая сексуальность