Владимир Ивашов и Светлана Светличная

Владимир Ивашов и Светлана Светличная Владимир Ивашов и Светлана Светличная

Судьбе было угодно, чтобы Ашиа Скворцов из «Баллады о солдате» Г. Чухрая и ослепительная пышногрудая блондинка Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки» Л. Гайдая больше 30 лет прожили вместе. Светлану Светличную и Владимира Ивашова называли одной из самых красивых пар советского кино. Их брак вместил в себя все: сумасшедшую любовь и горечь измен, бешеный успех и полную безвестность.

Светлана стала главным секс-символом советского кино 1970-х годов. Она снялась в 27 кинофильмах. Ее героиня в «Бриллиантовой руке» неожиданно для советского зрителя показала, что женщина может быть не только верным товарищем, но и обольстительной красоткой. «Не виноватая я, он сам пришел!» — летело с экрана в полутемный кинозал, и сердца мужчин разбивались и гибли «в огнедышащей лаве любви». За ее «халатиком с перламутровыми пуговицами» многие готовы были пойти на край света. (Кстати, на благотворительном аукционе в 2005 году одну такую перламутровую пуговичку продали за 1300 долларов США, а деньги пошли в фонд помощи российским актерам-пенсионерам.) Однако сердце Светланы всю жизнь принадлежало только одному мужчине.

Ее супругом стал Владимир Ивашов, по которому сходили с ума тысячи женщин Советского Союза. «Володя был для меня всем: мужем, другом, учителем, любовником... Просто счастье, что я вышла замуж именно за него и что он стал отцом двух наших сыновей», — говорила в одном из интервью актриса.

Младшие коллеги по актерскому цеху называли его почтительно Владимир Сергеевич. Для друзей он был просто Вовка, обладающий притягательной силой и чисто мужским обаянием.

Родился актер в московской рабочей семье 28 августа 1939 года. Школьником Володя часто ходил на спектакли Сергея Образцова, мастерил дома кукол и устраивал представления для младшей сестры. Получив аттестат зрелости, он решил посмотреть, что такое ВГИК, хотя отец советовал идти на завод.

Ивашов вспоминал: «Я был на предварительных консультациях на всех факультетах и понял, что ни режиссера, ни сценариста, ни оператора или киноведа из меня не выйдет. Наверно, в конце концов, так бы и поступил, как советовал отец, если бы не попробовал почитать стихи. Мне разрешили сдать документы в приемную комиссию, но только с начала учебного года в мастерской Григория Михайловича Козинцева я стал понимать, что требуется от актера».

Путь Владимира в кино начался очень счастливо. Уже на втором курсе 19-летний студент снялся в легендарной киноленте «Баллада о солдате». Перед этим на главные роли в картине режиссер Григорий Чухрай пригласил настоящих звезд того времени — Олега Стриженова и Татьяну Конюхову. Съемки шли полным ходом, когда однажды Чухрай понял: он ошибся — герои должны быть значительно моложе и совсем неизвестными. Не то зритель пойдет в кинотеатры на Стриженова и Конюхову, и тогда задуманная бесхитростная лирическая история просто не воспримется. Вот тогда-то он и предложил роли Алеши Скворцова и Шуры студентам-вгиковцам Владимиру Ивашову и Жанне Прохоренко.

«Баллада о солдате» оказалась одной из лучших кинокартин о Великой Отечественной войне. Фильм получил приз Каннского кинофестиваля и множество других наград, а исполнители главных ролей стали народными любимцами.

Ивашов был частым гостем зарубежных кинофестивалей. В Москву он вернулся в ореоле славы, которая, кстати, совершенно его не испортила. Правда, из-за пропусков в занятиях ему пришлось во ВГИКе опуститься на курс ниже. Так он оказался в одной мастерской со Светланой Светличной.

Актриса родилась 15 мая 1940 года в г. Ленинакане Армянской ССР в семье военнослужащего. Отец, Афанасий Михайлович Светличный, дослужился до генерала. Мать, Мария Федоровна Золотарева, была домохозяйкой.

Во время войны семья какое-то время жила в районном центре Коломак Харьковской области, потом переехала в г. Ахтырку на Сумщине, где Светлана пошла в 1-й класс. Светличные нигде долго не задерживались, следуя за отцом к месту его службы. Мария Федоровна могла не думать, как обуть, одеть и чем накормить ребенка и мужа-генерала, поэтому у нее оставалось время на художественную самодеятельность для себя и на драмкружки для малышки. Мама Светочки была творческой личностью, играла в спектаклях в Доме офицеров, делала представления к Новому году, 8 Марта, Дню Победы и другим праздникам. В этих концертах принимала участие и дочка — Мария Федоровна мечтала, чтобы та стала актрисой.

Когда Светлана окончила школу в г. Советске Калининградской области, мать купила ей билет, посадила на поезд и отправила в Москву поступать во ВГИК: «Езжай и пробивай себе дорогу на большой экран!»

В столице, узнав что конкурс — 80 человек на место, девушка поняла, что вряд ли станет студенткой. Но симпатичная провинциалочка приглянулась приемной комиссии, разглядевшей в перепуганной абитуриентке искру таланта. Светличная успешно прошла три тура испытаний и была принята на курс выдающегося режиссера и педагога Михаила Ромма.

В тот год у него был объединенный режиссерско-актер-ский курс. Вместе со Светланой учились Андрон Кончалов-ский, Валерий Носик, Андрей Смирнов, Жанна Прохоренко, Галина Польских. Светличная быстро попала в число любимиц мэтра. Гибкий талант студентки позволял примерять на нее любые образы, использовать какие угодно режиссерские методики. На студенческой сцене она сыграла Элизабетт Проктер в «Салемском процессе», Катюшу Маслову в «Воскресении», Марьянку в «Казаках». Кроме того, у первокурсницы обнаружились незаурядные хореографические способности. Посмотреть на ее занятия танцами сбегались все свободные от лекций студенты и преподаватели.

«Многие из них были в меня тайно или явно влюблены, что мне очень льстило, — вспоминала актриса. — Но у меня никогда не возникало чувство, что я сама красивая. Мне казалось, что другие девушки, обделенные мужским вниманием, гораздо красивее меня.

Примерно через месяц после начала учебного года во ВГИКе показали "Балладу о солдате". Вот тогда-то у меня сердечко и екнуло. Да и не у меня одной. "Какой парень! — глядя на экран, думала я. — Какой чистый, какой непосредственный!". И как же я ревновала Ивашова к Жанне Прохоренко. Все время же вместе: вечера, фестивали... Я нисколько не сомневалась, что их любовь, экранная, вот-вот перерастет в супружескую жизнь».

Светлана тихо вздыхала вслед стройному красавцу в джинсах и ковбойской шляпе, привезенных из турне по США после заокеанской презентации знаменитого фильма. Удивительно, но Владимир тоже страдал, не зная, как подступиться к Светличной.

Ждать долго не пришлось. Первый же учебный этюд, отрывок из «Казаков» Толстого, им доверили сыграть вместе. Да еще какой отрывок! Сцена признания Оленина и Марьяны. Режиссер почему-то все время откладывал эту сцену. Лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал свою робкую партнершу, чуть не упавшую в обморок от счастья.

«Мне показалось, что он с трудом заставляет себя не то чтобы поцеловать — прикоснуться ко мне, — вспоминала актриса. — Потом уже, после свадьбы, муж признался, что он просто цепенел от робости. А я-то, дурочка, испереживалась. Но его поцелуй... До сих пор помню его вкус на губах. Не сказать, что раньше, с мальчиками не целовалась, но этот поцелуй был особенным. Такие теплые, мягкие и очень нежные губы...

В один из осенних Дней Володя провожал меня домой. Пошел дождь, мы спрятались под кронами деревьев, но все равно промокли до нитки. И тут он мне сказал: "Светка, мне кажется, я тебя люблю". Мне — 19, Володе — 20. Во время зимних каникул мы расписались».

Но прежде чем дать свое согласие, Светличная позвонила маме в Мелитополь, спросить совета. Мама была не против их брака.

Света переехала к Ивашовым, где в одной комнате коммунальной квартиры на Краснопролетарской улице уже жили пять человек. На ночь размещались так: Володины папа с мамой спали на кровати, младшая сестренка Валя — на сундуке, а старший брат Юра, Володя и Света — на полу. С самого начала у невестки не сложились отношения со свекровью.

В 1961 году, учась на третьем курсе, Светлана родила первого сына, которого назвали Алешей в честь главного героя «Баллады о солдате». В одной комнате стало обитать семь человек, жизнь стала невыносимой. Ивашов пошел в Моссовет и написал заявление с просьбой предоставить ему отдельное жилье. После бюрократических проволочек и вмешательства Григория Чухрая актеру дали двухкомнатную квартиру на Фрунзенской набережной. Светлане с Володей после коммуналки она казалась дворцом.

Друзья называли их Ромео и Джульеттой. Они и впрямь почти не расставались. Если и разъезжались по съемочным площадкам, то считали часы до встречи. А встречаясь, всякий раз устраивали пир на весь мир.

После окончания в 1963 году ВГИКа Владимир Ивашов и Светлана Светличная поступили на службу в Театр-студию киноактера. Они много снимались, и фильмы с их участием имели успех у зрителей. Но на съемочной площадке супруги встречались не так уж часто. Сначала в короткометражке «Тетка с фиалками» из альманаха «Юность» (1964), где у Светличной была лирическая роль, а у Ивашова — роль студента Володи, сноба и стиляги (саму Тетку с фиалками сыграла Нина Сазонова). Потом в «Герое нашего времени» Владимир сыграл Печорина, а Светлана — девушку-контрабандистку. Также эпизодическую роль она сыграла в приключенческом фильме «Корона Российской империи», где Ивашов играл адъютанта белогвардейского полковника Кудасова. Там он великолепно пел под гитару специально написанный для фильма романс «Русское поле». Снялся Ивашов и в роли молодого полковника Исаева (будущего Штирлица) в экранизации романа Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В его послужном списке были еще роли в таких картинах, как «Семь нянек», «Когда наступает сентябрь», «Тучи над Борском», «Леон Гаррос ищет друга», «Эй, кто-нибудь!» и других.

Не отставала от мужа и Светлана. В популярной комедии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха» она сыграла Павлину Хуторную, в военной балладе «Чистые пруды» — Катю-русалку, в мелодраме «Неподсуден» — стюардессу Вику, в лирической комедии «Не самый удачный день»,— маму. Эти роли создали Светличной имидж самой красивой актрисы СССР.

Но самый большой успех ее выпал на комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Соблазнительница Семена Семеныча Горбункова появляется всего лишь в нескольких эпизодах, однако их вполне хватило, чтобы она вошла в историю советского кино как актриса, первая показавшая стриптиз. Одно время этот эпизод по приказу высокого партийного руководства даже вырезался из картины.

«Во время съемок я очень боялась, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Я человек застенчивый и очень нервничала. Юрий Никулин быстро снял все комплексы. Он сказал: "Свет, не обращай ни на кого внимания, смотри только на меня. Я свой!". Он так убедительно это произнес, что все мои страхи улетучились!» — говорила актриса.

Долгие годы после этого фильма ей вслед неслось: «Смотри, невиноватая пошла!».

В 1970-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной складывалась непросто. Как считает Светлана: «Первые десять лет брака — потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом — сложная середина».

Был момент, когда их брак висел на волоске. Началась взаимная ревность к поклонникам, измены. Супруга капризничала, устраивала сцены, обвиняла Владимира в том, что он не стал режиссером и она не сыграла какие-то роли. В отместку за фанаток, одолевавших мужа, она открыто" флиртовала с другими мужчинами. Иногда изменяла, но всегда возвращалась домой, каялась, что это больше не повторится, и супруг прощал.

Светличная вспоминала: «То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я — человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, но он был однолюб, умел прощать... Я была самой отвратительной женщиной на свете. Какое-то время я занималась афоризмами, и один из них сейчас мне вспомнился: "Она жила с ненавистным ей человеком, и этим человеком была она сама".

Совсем недавно я нашла несколько писем Володи ко мне, написанных во время наших ссор. Перечитала — как же он меня любил! Как прощал! Он жизнь готов был за меня отдать. А я... У меня такое ощущение, что я смогла отдать ему лишь сотую часть моей любви.

Когда б я был талантливым поэтом, —
Таким ведь многое прощается, —
Я б не писал о войнах, о плотинах, о балете,
О том, что в жизни все кончается.
На всех листах
Я б о цветах,
О незабудках синих — о глазах твоих
Писал один, но бесконечный стих.

Володя был степенным. Он был, как Каренин, очень мягким. Если бы я вышла замуж за другого человека, наверное, у меня был бы не один муж. Я постоянно влюблялась в своих партнеров.

Например, после "Семнадцать мгновений весны", где я играла роль немки Габи, я была без ума от Тихонова. Однако сказать ему о своих чувствах просто не могла себе позволить. Я любила его на расстоянии. Но на съемки к Тихонову не шла, а бежала. Он о моей любви так и не узнал... Была почти влюблена в Стриженова, когда мы снимались в фильме "Неподсуден". Когда я впервые попала на съемочную площадку в фильме "Им покоряется небо", моим партнером был Николай Рыбников. Я представляла, как он меня целует, обнимает, придумывала романтические свидания.

На съемках "Бриллиантовой руки" мы с Андрюшей Мироновым были влюблены друг в друга. Мне очень импонировало, что такой красавец не давал мне прохода. Актер просто преследовал меня, где бы я ни была, вел себя как расшалившийся мальчишка. Я ответила ему взаимностью. Неделю мы целовались, обнимались, плавали в Черном море ночью. Он даже спас мне жизнь однажды, когда я заплыла слишком далеко... Отношения с Андрюшей вызывали у меня какую-то эйфорию».

«Доброжелатели» оперативно информировали Владимира о проделках дражайшей половины, и он решил презентовать супруге ответные «рога». Вернувшись в Москву, Светлана традиционно покаялась в грехах, муж простил и с легкой душой отправился на свидание с любовницей. Соперница Светличной оказалась такой красавицей, что ветреная актриса задумалась о сохранении семьи, отбросив мысли о романах на стороне. Для верности «на даже родила в 1971 году второго сына Олега.

И все же супруги продолжали ссориться чуть ли не каждый вечер, выясняя, кто достиг в кино большего успеха и кому приходится больше делать домашней работы. Разборки заканчивались объятиями, поцелуями и праздничными столами после возвращения Светланы со съемок. Она прекрасно готовила, а Владимир очень красиво сервировал стол, а еще он любил петь под гитару. Их дом всегда славился хлебосольством, и многочисленные друзья и знакомые с удовольствием приходили к ним в гости.

Со временем кинематографическая слава жены превзошла славу мужа, но Ивашов, проявляя мудрость, не устраивал сцен творческой ревности, а наоборот, трудился в своей профессии, играя роли, которые зачастую были ниже его артистического дара. В родной для него Студии киноактера ему довелось даже играть Ставрогина в инсценировке «Бесов» Достоевского.

Владимир оказался не только прекрасным актером, мужем, но и замечательным отцом. По признанию Светличной, он постоянно сглаживал ее взрывной характер. В отличие от жены, которая в гневе могла и руку приложить, супруг никогда не бил детей, находил к ним подход, воспитывал не поучениями, а личным примером, брал их на охоту и рыбалку.

«Сыновья долго верили в то, что новогодние сюрпризы преподносит Дед Мороз, — вспоминала актриса. — Помню, Володя взял леску, повесил в середине елки подарок, и, когда часы пробили 12, перерезал леску. Подарок упал, — и еще целый год младший, Олег, верил в Деда Мороза».

В 1980-е годы Светличная и Ивашов снимались крайне редко, а с начала 1990-х их и вовсе перестали приглашать — они оказались попросту не нужны. Большим ударом для них обоих стал развал Театра-студии киноактера. В 1993 году новый руководитель театра — бывший парторг ГАИ — решил избавиться от «балласта» и уволил 180 актеров из 230 числившихся в труппе. Ивашов и Светличная ушли из театра сами в знак протеста против массовых увольнений. От безденежья (все накопления знаменитой четы заслуженных артистов России инфляция превратила в копейки) популярный актер вынужден был устроиться разнорабочим в строительную фирму. Когда его, одетого в телогрейку и кирзовые сапоги, узнавали в метро, он переходил в другой вагон.

Но никогда и никто не видел Ивашова в унынии и печали. Он улыбался и весело шутил даже тогда, когда было совсем не до шуток. А однажды произнес крылатую фразу: «Не надо совершать в жизни подвигов, надо не совершать подлостей в жизни».

На стройке актер таскал кирпич, шифер, цемент, шлакоблоки, несмотря на то что врачи строго запретили ему поднимать больше трех килограммов. Это, считает Светлана Афанасьевна, и вызвало у мужа обострение давней болезни — язвы желудка.

Все кончилось для него, как в плохой мелодраме. Во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову стало плохо, и его увезла «скорая». В больнице Владимиру Сергеевичу сделали две операции, но это не помогло. В ночь на 23 марта 1996 года его сердце не выдержало, и он скончался на 56-м году жизни.

Светлана считает, что трагедия произошла по вине не совсем трезвого хирурга, который так и не понял, откуда идет кровь. Он зашил пациента, а через 18 часов Ивашов снова попал на операционный стол. Супруга потом подготовила документы для подачи на врача в суд, но в последний момент передумала. Когда очень больно, не до разбирательств... Актриса сказала лишь одно: «Не дай бог этому человеку и дальше работать хирургом».

«После повторной операции меня к нему не пустили, — вспоминала Светличная. — Я попросила передать записку, а сама смотрела на него через стекло. Супруг ее прочитал, сложил самолетиком и кинул в мою сторону. Я тайком открыла дверь, подползла к его кровати. Володя дал мне руку, я прижалась к ней щекой. Так и простились...

Я расплакалась, когда похоронила мужа, только спустя два месяца. А так была как натянутая струна. Я 40 дней не курила, не брала в рот спиртного. Это маленькая жертва, но с нее я начала свой путь к очищению. На 39-й день я проснулась и почувствовала, что в квартире что-то происходит. Меня обуяло чувство радости. Было пять часов утра, уже рассвело. Я лежала и думала, как рано светает. <...> Я повернулась на правый бок, к окну. И вдруг почувствовала, что Володя здесь. Он обнял меня физически. Я хотела обернуться, но что-то остановило меня. И мы с ним поговорили. <...> Он сказал: "Я пришел для того, чтобы сказать тебе, что я тебя очень люблю. И очень хочу, чтобы ты меня не забывала". И я ему это обещала. Я хотела еще что-то сказать, вдруг слышу, как наш сеттер Фил заметался радостно, хвостом машет. <...> И я сказала сыну: "Олежка! Папа был". И сын тоже подтвердил: "Он был у меня. Я почувствовал, как отец вошел в комнату"».

После смерти мужа Светличная осталась совершенно одна, прозябая в нищете. Она торговала обувью на рынке, затем нанялась убирать чужую квартиру, стирать. Хозяин сначала растерялся, сказав, что не может видеть у себя в таком качестве заслуженную артистку, но актриса его успокоила: «Пусть вас это не смущает».

Оба сына Светличной когда-то мечтали стать актерами, хотя родители и были против этого. Но с мечтой им пришлось распрощаться, и сейчас они не жалеют о несбывшихся надеждах. Старший, Алексей, после окончания медучилища работает зубным техником. Он женат, имеет дочь Машу. Младший, Олег, одно время торговал на рынке, затем устроился работать в авторемонтную мастерскую.

Светлана Афанасьевна после долгих лет забвения сыграла в мелодраме Ренаты Литвиновой «Богиня» и надеется, что это не последний фильм в ее жизни. А что касается личной жизни...

«После Володи я пыталась создать новую семью с художником, поэтом и музыкантом Сергеем Сокольским, — говорила в одном из интервью Светличная. — Мы познакомились случайно, когда возвращались на" машине из гостей. Произошла влюбленность с первого взгляда. Через неделю знакомства мы подали заявление в загс. Хотя три года после смерти Володи у меня и мысли не было о замужестве. Я влюбилась, скорее, в талант Сергея, он посвящал мне стихи, и мне это льстило. А в быту мы были совершенно разными. Я — человек эмоциональный, солнечный, а у него всегда все плохо, он брюзга. Через 27 дней мы расстались. Какой-то период я была счастлива с ним. Но я всех мужчин сравниваю с Володей, который был идеалом. Потом я поняла, что его вряд ли кто может заменить».

Недавно именем Владимира Сергеевича Ивашова была названа открытая малая планета.

Сегодня Светлана Афанасьевна свободна, но от одиночества не страдает — до сих пор ее руки и сердца добиваются молодые мужчины.

«Я стараюсь быть достойной памяти мужа и не делать даже случайных глупостей, чтобы никого не разочаровать», — говорит Светличная.

После смерти Володи друзья собрали на один диск фонограммы спетых им песен. Одна из них обязательно звучит на творческих встречах Светланы, и супруг снова и снова объясняется ей в любви:

Для тебя, для тебя, для тебя
Самым лучшим мне хочется быть,
Все земные пути я готов обойти,
Все моря я готов переплыть!
Ты поверь, ты поверь, ты поверь:
Я сумею, всем сердцем любя,
С неба звезды достать, чтоб единственным стать
Для тебя, для тебя, для тебя!

XX век
Читайте в рубрике «XX век»:
/ Владимир Ивашов и Светлана Светличная