Александр Кайдановский и Валентина Малявина

Александр Кайдановский и Валентина Малявина Александр Кайдановский и Валентина Малявина

Их любовь, горькая, как дикий мед, не была похожа на другие. Все шесть лет, которые Валентина Малявина прожила с Александром Кайдановским в гражданском браке, они постоянно ссорились, расходились, мирились и вновь ссорились. Они не могли прожить друг без друга даже несколько дней. Но и вместе им было невыносимо трудно.

Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону в семье сотрудника КГБ Леонида Кайдановского, для которого самым главным в жизни было соблюдение правил. Чего нельзя сказать о его жене, красавице и хохотушке, предпочитающей дух анархии. Однажды, решив стать актрисой, она бросила семью и уехала в Москву. Спустя некоторое время мама Саши вернулась ни с чем, и любящий муж все ей простил. В конце 50-х годов в семье разыгралась еще одна драма — отца выгнали из органов, а мать каждый день стала приходить домой с новым провожатым. Отец безумно ревновал и постоянно хватался за табельное оружие. Маленький Саша с ужасом ждал приближающегося вечера. Однажды, не выдержав, он ушел жить к бабушке, а затем ненадолго попал в интернат, откуда сбежал из-за царившей там казарменной дисциплины. Маленький и худой, Саша Кайдановский всегда пытался защитить себя при помощи кулаков. А еще он играл на банджо и сочинял песни на стихи Гумилева и Вознесенского. Окончив восьмилетку, он поступил в Днепропетровский сварочный техникум имени Патона.

В 1961 году Кайдановский ушел оттуда и был принят в Ростовское училище искусств, а после окончания попал по распределению в Ростовский театр. На первой же репетиции молодой актер потребовал от худрука главную роль. Не получив желаемого, он развернулся и уехал покорять Москву. В 1965 году блестяще сдал экзамены в Школу-студию МХАТа, став единственным студентом, который бросил это престижное учебное заведение, не проучившись и месяца. «Не могу я там, портреты Станиславского и Немировича-Данченко с таким укором смотрят, что вздохнуть нельзя», — объяснял свой поступок Кайдановский. Затем он поступил в Щукинское училище, но и там моло; дому актеру показалось скучно. «Подыхаю с тоски», — почти каждый день писал он любимой девушке.

В 1966 году Александр Кайдановский женился. На свадебной фотографии, хранящейся в архиве его первой жены Ирины, жених задорный и веселый, а невеста в пышной фате едва сдерживает слезы: «Я здесь грустная, Сашке обручальное кольцо еле-еле на мизинец налезло».

Первое время молодожены жили в бараке в очень тяжелых условиях. А. Адабашьян вспоминал: «Это было кошмарное помещение на первом этаже, похожее на большую дворницкую: пол прогнил, несло погребной сыростью. Саша смешно описывал свое жилище, как квартиру в духе Достоевского. И тут же стояла коляска с ребенком и какой-то обогреватель (у Кайдановского родилась дочь Даша)».

У скандального актера не ладилась и работа в Театре им. Вахтангова, куда он попал по распределению. Вместо князя Мышкина в «Идиоте» из-за интриг знаменитого актера Николая Гриценко Александр Кайдановский вплоть до 1972 года играл роли типа «кушать подано». Позднее актер вспоминал: «Я по сути человек свободный... поэтому я ушел из театра. Каким образом? Пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться». В те дни никто не верил в Кайдановского, да и сам он считал себя человеком конченым.

В 1973 году молодого актера призвали в армию. Местом его службы стал кавалерийский полк при4 «Мосфильме». Именно тогда он сыграл свою первую звездную роль поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Во время съемок Кайдановский поссорился с режиссером из-за трактовки сложного образа, который ему предстояло воплотить на экране. За это рядовому Кайдановскому пришлось отсидеть «на губе» и выходить на съемочную площадку только в сопровождении конвоя. Но и здесь Кайдановский проявил характер. Он отказался принимать участие в съемках до тех пор, пока Михалков не принесет ему свои извинения. Это противостояние длилось очень долго, и поскольку картина вышла на экран, значит, молодой амбициозный актер добился невозможного. После выхода фильма в широкий прокат артист проснулся суперпопулярным. Слава опьянила его. Кайдановский любил посидеть за столиком в дорогом ресторане. Небритый, полупьяный, в ослепительно-белом костюме, он читал вслух стихи Арсения Тарковского. А если кто-то из посетителей пытался сделать ему замечание — сразу же бросался в драку.

В эти годы актер получил условную судимость (статья «Злостное хулиганство»). В семейной жизни у него намечался полный разлад. Ира часто плакала и грозилась уехать к маме в Ростов-на-Дону. Кайдановский не угрожал, он просто ушел однажды к другой женщине, актрисе Валентине Малявиной. Многие близкие друзья актера считают, что ни с какой Другой женщиной его не связывала такая страсть и душевная близость, как с ней. Конечно же, к Малявиной относились по-разному. Но в одном ее коллеги и друзья были единодушны: Валентина была неправдоподобно красива. Особенно поражали ее глаза — два огромных, глубоких омута. Многие актрисы завидовали ее судьбе, считая Малявину очень счастливой, и завидовать действительно было чему.

Валя родилась в очень обеспеченной и благополучной семье. Ее отец, политработник, дослужился до генерала. Детство Малявиной прошло на Арбате, где ее родители жили в огромной по тем временам квартире, в их распоряжении была машина с персональным шофером и дача. Девочка училась в престижной школе, расположенной возле посольства США. Когда Валя подросла, то почувствовала, что имеет огромную власть над парнями. 17-летней девушке удалось покорить сердце знаменитого арбатского хулигана Саши Збруева. Их роман развивался стремительно. И через месяц Малявина забеременела. Влюбленные поженились, но спустя какое-то время Валя потеряла ребенка по вине матери и свекрови: они обманом заставили ее пойти к врачу, и тот сделал укол, после которого случился выкидыш. Збруев очень хотел ребенка и, не поверив жене, сильно избил ее. С этого момента в их семейной жизни наступил разлад. Хотя супруги и продолжали жить вместе, они почти не виделись, пропадая в киноэкспедициях. Збруев уехал на съемки фильма «Мой младший брат», а Малявина снималась у Андрея Тарковского в «Ивановом детстве».

Это время она по праву могла назвать счастливым. К 19-летней актрисе пришла новая любовь. Тарковский полностью перевернул ее жизнь. Их роман не выходил за рамки платонического. Сама актриса признавалась: «Наши отношения были даже более сексуальными, томительными, чем если бы мы делили одну постель. Хотя никто не верил в чистоту наших чувств, никто». Их роман продлился недолго.

Вскоре Малявину утвердили на главную роль в фильме «Подсолнух», режиссером которого был Павел Арсенов. Он покорил актрису поразительным сходством с Жаном Маре. Чувство было настолько сильным, что Малявина впервые решилась на развод. Вместе со своим новым возлюбленным она пришла к себе домой и сказала мужу: «Вот, Саш, случилось то, чем ты меня долго мучил. У меня появился другой мужчина, женой которого я буду».

И вскоре она вышла замуж. Поначалу этот брак был очень счастливым. Валя родила девочку, но ребенок погиб в роддоме от заражения крови. Чтобы как-то заглушить боль, Валентина начала понемногу выпивать: «Тогда я подружилась с коньяком. По полстакана в день выпивала стабильно. Павлик тоже много пил. Появилась пустота в душе. Со временем ее заполнила любовь, но не к Павлу...», а к Александру Кайдановскому.

«Я была вне реальности, но чувствовала, что приближается гибель. Остановить себя уже не могла. Наши отношения с ним тянут на толстенный роман», — рассказывала о том времени известная актриса.

Впервые о Кайдановском Валентина услышала, когда он учился на четвертом курсе студии МХАТа. Малявина тогда уже играла в Театре им. Вахтангова. Актриса очень любила присутствовать на экзаменах по актерскому мастерству. Как-то она вместе с Никитой Михалковым наблюдала за очередной студенческой работой. Напротив них сидели двое студентов. Малявина обратила внимание на молодого человека, который находился справа, а ее спутник — на студента, расположившегося слева. Михалков, наклонившись к Валентине, произнес: «Все-таки интересный Кайдановский, лицо потрясающее». — «Да, потрясающее», — согласилась тогда актриса, глядя совсем на другого студента. Потом тот студент стал оказывать Малявиной знаки внимания, здоровался и смотрел долго-долго. А через некоторое время один из педагогов посоветовала ей посмотреть «Гамлета» в студенческом театре (исполнителем главной роли был Кайдановский) и добавила: «Валя, это твое». Тогда она даже не догадывалась, что эти слова станут пророческими.

На спектакль Малявина пришла вместе со своим мужем Павлом Арсеновым. В фойе она встретила Ширвиндта: «Александр Анатольевич, а Гамлет пришел?». — «Да, вон он ходит по кругу средь колон». Посмотрев в сторону высокого блондина с холодными глазами, Малявина вновь переспросила у Ширвиндта: «Пришел ли Кайдановский?». А тот, в свою очередь, вновь указал на высокого блондина. Оказалось, что когда она с Никитой Михалковым смотрела выступления на экзамене, то ошиблась, приняв Филатова за Кайдановского. А зачем Леонид разыграл молодую актрису, так и осталось загадкой.

Много лет спустя Малявина вспоминала о первом впечатлении, которое произвел на нее Кайдановский: «На сцену вышел молодой человек в черном свитере. Одно плечо выше другого, бледное нервное лицо. И потрясающе сыграл Гамлета — с ходу влюбил в себя, ошеломил, а муж сказал: "Это уникум"».

Спустя некоторое время Арсенов встретил Кайдановского на улице и пригласил его в гости. Молодой актер смешался, густо покраснел и еле выдавил из себя согласие. Но в назначенное время так и не пришел. Позднее он так объяснял свой поступок: «Валя, я давно втайне тебя любил, ходил на все твои спектакли, но прийти к Павлику, который так чутко ко мне отнесся, не смог...». Новый повод пригласить Кайдановского в гости появился, когда Павел Арсенов привез со съемок, проходивших в Болгарии, два ящика коньяка «Плиска». Супруги решили позвать близких и друзей в гости. Малявина сама позвонила Кайдановскому в общежитие. «Вахтер позвал Сашу, и я, — вспоминала актриса, — в приказном тоне: "Бери машину, приезжай к нам". Мы мило провели вечер втроем: пили коньяк, Павлик пожарил мясо, слушали музыку. Ничего особенного, но именно тогда между мной и Сашей проскочила искра».

Но само чувство разгорелось намного позже. Малявина и Кайдановский должны были вместе сниматься в картине «Красная площадь». Выехав на съемку, актеры случайно оказались в одном купе. Позднее в своей книге «Услышь меня, чистый сердцем» Валентина Малявина вспоминала: «Было прохладно, и Саша попросил меня лечь. Накрыл одеялом, приобнял — мне стало тепло, уютно. Так молча мы и ехали до самого Ярославля... После стала навещать его в общежитии: сидим в маленькой комнатке, болтаем, смеемся. Вдруг раз, утонули взглядами друг в друге. И молчим — зачем слова, когда все ясно».

Они стали близки не сразу. Впервые влюбленные были вместе в мастерской у скульптора Лавинского. «Мы лежали обнаженные и долго-долго молчали, поняв, что "влипли друг в друга всерьез"», — рассказывала Малявина. В дальнейшем развитию их отношений помогло романтическое приключение в Новосибирске, куда Театр им. Вахтангова приехал на гастроли. Провожая Валентину в гостиницу, Кайдановский случайно встретил своего старого друга. Обрадовавшись встрече, тот пригласил влюбленных к себе на дачу, чтобы там отметить день рождения. Кайдановский и Малявина охотно согласились. Дача стояла в лесу. Поужинав, отправились на прогулку. Они целовались, а потом догоняли друг друга, отойдя далеко от дачи. Поняв, что окончательно заблудились, Кайдановский и Малявина залезли в чужую дачу и провели там ночь. Проснувшись утром, они поняли, что дача принадлежала одному из высоких государственных чиновников. Чудом им удалось выйти за пределы охраняемой автоматчиками территории.

Приехав в Москву, Валентина честно призналась мужу о своей близости с Кайдановским. Павел Арсенов смог только произнести: «После потери доченьки ты заполнила вакуум Сашей. Все пройдет». И ни слова упрека. Больше эта тема никогда не обсуждалась. Спустя некоторое время Арсенов уехал в Ялту снимать кино.

А Малявина окончательно перешла жить к Кайдановскому. Постоянного жилья у него не было. И влюбленные устроились в мастерской Лавинского, которого Александр считал вторым отцом. Постелью им служил только матрац-пуховик, положенный прямо на пол. Ванную, которую скульптор использовал для отмывки статуй, они вычистили, и, наполняя водой, подолгу плескались в ней, как расшалившиеся дети. К ним приходили и первая жена Кайдановского Ира, и муж Малявиной, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, определить, как жить дальше. Валентина вспоминала: «Павлик не давал мне развода, просил: "Не торопись, вот я начну новую картину, приедешь ко мне с Сашей. Хочешь, снимайся, хочешь — нет. Но не афишируй, что мы не вместе". Павлик был воспитан в патриархальном духе. Для него много значило общественное мнение. Меня оно не волновало, но ранить Павлика не могла. Ира решила уехать обратно в Ростов... Я ей сказала: "Сашу у тебя не отбираю, с Павликом не расхожусь, а ты решай сама"».

Кайдановский не пускал Валентину к мужу, запирал двери на ключ. Однажды зимой его возлюбленная перелезла на соседний балкон. Кайдановский искал ее на земле, боясь самого страшного, а она в это время в теплой компании пила вино.

Александр очень хотел, чтобы Валентина стала его женой. Он даже повез ее в Ростов, чтобы познакомить с родителями, представив как свою жену. Актер часто повторял: «Странное дело, я холостой, ты замужем за другим, а все принимают нас за супругов...» Кайдановский очень любил Малявину и не замечал разницы в возрасте (Валентина была старше его на пять лет). Актер искренне недоумевал, когда она начинала переживать по этому поводу: «Дура ты, Валентина, какая разница, если я тебя хочу».

Однажды они вдвоем решили уйти из жизни, как Ромео и Джульетта. Валентина вскрыла себе вены, к счастью, неглубоко. Поняв, что любимый не решается сделать то же, она помогла ему. И резанула так, что крохотная квартира на Таганке была залита кровью. После этого они двое суток провели в больнице. Очередная ссора произошла во время съемок фильма «Мой дом — театр». «Кайдановский играл Островского, я — любимую женщину великого писателя. Нам дали одну гримерку на двоих. Через пять-десять минут съемки труднейшей сцены похорон Гоголя... вдруг Саша подходит сзади, задирает мне подол и валит на пол. Вывернулась, поползла к двери, открыла и вижу: по коридору идет... Ленин. (Это был актер из провинции, приглашенный на пробы в фильм о Ленине.) Я кричу: "Владимир Ильич, подойдите". Он подошел, помог встать, протянул руку лежащему Саше, тот — резко: "Спасибо, я сам". Через минуту нас с Сашей вызвали на съемку. И мы, на взгляд режиссера, отыграли замечательно».

Благодаря Малявиной Кайдановский снялся в культовом фильме «Сталкер». Известная актриса вспоминала: «Однажды сидим с Сашей в ресторане ВТО, оборачиваюсь — вижу Андрюшу Тарковского. Он отозвал меня. "Твой кавалер — кто такой? У него уникальное лицо. Я бы хотел его снять". И через какое-то время Андрей пригласил Сашу на главную роль в "Сталкере"». Об этих съемках актер очень не любил рассказывать. К тому же он избегал каких-либо расспросов о Тарковском. Работа над фильмом была очень тяжелой. Картину два раза переснимали с разными операторами.

Фильм вышел на экраны, превратив Кайдановского в культового актера. После триумфа пришла пустота. «Я ни кем не могу быть после Сталкера, — жаловался Кайдановский близким друзьям. — Это все равно, что, сыграв Христа, взяться за роль главного бухгалтера».

А дома по-прежнему не ладилось. Очень часто Александр устраивал сцены, запрещал любимой красиво одеваться, а на работу она могла выходить только в длинном свитере, совершенно скрывающем фигуру. «Он ревновал меня к театру», — позднее признавалась актриса.

Вместе им действительно было очень трудно. У каждого сложный, непредсказуемый характер. «Когда меня начинало буквально трясти от него, — рассказывала Малявина, — хлоп дверью — ухожу. Через месяц возвращаюсь». Бесконечные ссоры не прошли бесследно. В их отношениях постепенно наметился надлом. И Валентина первая изменила. Во время съемок в Одессе у нее возник бурный роман с актером Иваном Гаврилюком. Доброжелатели, конечно, тут же рассказали об этом ее гражданскому мужу, а Кайдановский в отместку завел роман с красивой стюардессой.

Александр всегда мечтал о ребенке и очень хотел, чтобы Валентина родила ему дочь. Она несколько раз беременела, но никогда не признавалась в этом своему любимому, а просто делала аборт. «Он был слишком непредсказуемым», — объясняла свои поступки Малявина.
Все годы, пока они были вместе, Кайдановский настаивал на том, чтобы Малявина стала его женой. Но после смерти, дочери она вообще не хотела выходить замуж. Александр гоцорил: «Мы губим себя. Ты веришь в Бога, а Бог есть любовь. Он подарил нам любовь, а мы ведем себя кое-как. Если сегодня же, сейчас же мы не будем вместе, то все закончится скверно». Кайдановский и Малявина со иремени первых измен хоть и жили под одной крышей, но постепенно становились чужими людьми. У каждого была своя жизнь. Очень часто, раскрывая душу, Александр говорил: «Валь, не могу больше один. Стюардессы, манекенщицы лезут, лезут, а мне одиноко».

Со своей будущей женой Евгенией Симоновой Кайдановский познакомился благодаря именно Малявиной. Женя еще со школьной скамьи была без ума влюблена в известного актера. Кайдановский женился на ней, надеясь, что ее любовь спасет его от одиночества. К этому времени Малявина подала на развод с Павлом Арсеновым. «Я уже со столькими переспал, а ты только развелась. Опять девушка на выданье», — с горечью говорил Валентине бывший любовник. Спустя некоторое время брак Кайдановского стал распадаться. Малявина как могла пыталась сохранить его семью: «Саша начал мучить Женю ревностью (точь-в-точь, как до этого меня). Я уж ругала его, ругала: "Зачем себя растравляешь, очнись. У вас только-только дочь родилась. А ты... опять идешь в никуда. Бабье тебя окружит, прихлебаи..."». Но Кайдановский все-таки ушел из семьи.

Он поселился на Арбате в небольшой квартире с котом Носферату и дворнягой Зиной. Валентина часто приходила к нему в гости. Бывшие любовники вместе пили вино и слушали рок-н-ролл. Малявина, шутя, подхватывала кота па руки и танцевала с ним в такт музыки. А Кайдановский, наблюдая за ними, повторял: «Вот так бы я и жил...»

В начале 1980-х годов Кайдановский поступил на высшие режиссерские курсы Тарковского. Но их творческий союз просуществовал недолго. Вскоре знаменитый режиссер уехал за границу. Дипломной работой Кайдановского стала кинокартина «Простая смерть».

А пока он занимался режиссурой и снимался в кино, Малявина жила своей жизнью. «Никого я не любила так, как Сашу», — говорила актриса. По иронии судьбы он сам познакомил бывшую возлюбленную с начинающим артистом Стасом Жданько, даже не подозревая о том, какую страшную роль сыграет этот человек в ее судьбе. Поймав взгляд Стаса, устремленный на Валентину со сцены, Александр произнес: «Все, это гибель. Или моя, или его». Молодой актер стал очередным любовником Малявиной. В своих мемуарах актриса вспоминала: «Стае был странным. Он жил в комнате, на стене которой висели ножи, топоры. В свой собственный автопортрет в область лба Стае вбил гвоздь. Однажды взял топор и разбил зеркало. Я очень испугалась. Потом он обнял меня и сказал: "Не бойся, я убил себя прежнего, такого, каким был до тебя"».

Спустя годы трудно объяснить, что же произошло в тот роковой вечер, когда Стае Жданько был обнаружен мертвым на кухне. Экспертиза установила, что молодой актер зарезал сам себя кухонным ножом, и дело закрыли. Но спустя пять лет после этих трагических событий Малявина вновь была арестована: «Все пять лет меня подозревали. Я ушла из Театра им. Вахтангова. Помогали друзья. Ко мне в парикмахерской как-то обратилась Галина Брежнева. Советовала уехать за границу: "Мы тебе верим, но как только папа умрет, тебя сразу посадят". Но я не могла все бросить... Однажды ко мне пришли. Провели обыск, а затем меня увезли в Бутырку, и больше я не возвращалась». Состоялся суд. Близкие друзья свидетельствовали в пользу Малявиной. Конечно же, среди них был и Кайдановский, который своими показаниями только запутал следствие. «Во всем виноват Достоевский», — сказал он.

Известная актриса была осуждена на девять лет, но отсидела только четыре с половиной года. За это время она работала и в библиотеке, и в бане. Некоторое время жила на пересылке в Ростовской области. Даже на зоне у нее не обошлось без романа. «У меня там был красавец парень, — вспоминала актриса. — Жгучий брюнет, глаза голубые. Крупный вор. Красиво ухаживал. Все, конечно, о нашей любви знали. А когда он выходил раньше меня, то начальник лагеря даже проститься меня отпустил, а сам в это время на шухере стоял: чтобы конвой не увидел».

Выйдя на свободу, Валентина вернулась домой. Среди немногих друзей, которые поддержали ее в это трудное время, был Александр Кайдановский. Она увлеклась рисованием. И даже участвовала как художница в престижных выставках. Спустя некоторое время Малявина вышла замуж за известного мастера по металлу. Именно он выковал ограду вокруг обновленной Третьяковки.

Однажды после очередной выставки один богатый американец заказал ей портрет императора Николая II. В поисках натуры Валентина провела несколько месяцев. И вдруг случайно встретила мужчину, как две капли воды похожего на последнего русского царя. Валентина Малявина вышла за него замуж. Но их брак оказался недолгим. Вскоре муж трагически погиб от удара ножом в спину, когда вышел встречать жену поздно вечером с работы.

Последние годы знаменитая некогда актриса часто выпивала. После уличной драки, в которой она пыталась защитить девушку от хулиганов, Малявина начала слепнуть. В это же время Кайдановский тяжело болел. Его родители умерли в разное время от болезни сердца. Он хорошо знал об этом, но беречься не хотел. Первый инфаркт у него случился, когда из дома сбежал обожаемый кот. Едва оправившись от болезни, Кайдановский ушел с головой в работу, снявшись в нескольких фильмах. После второго инфаркта, не слушая категорических запретов врачей, актер уехал в Лондон снимать клип Гребенщикова «Гарсон».

Где-то с середины 1995 года в его жизни стали происходить перемены к лучшему. Кайдановский получил ордер на новую квартиру в Сивцевом Вражке, а также собственный курс на сценарном факультете ВГИКа, готовился к съемкам в картине «Восхождение к Эрхарту».

В октябре 1995 года Александр Кайдановский женился на 23-летней Инне Пиварс. Многие из его близких друзей не приняли приглашение на эту свадьбу. «Уж на следующую точно заскочим», — отшучивались они. Но сам актер отнесся к своему выбору очень серьезно: надел фрак и черную бабочку. Но, к сожалению, ни одна фотография не получилась — пленка оказалась засвеченной. Их брак продлился всего три недели. Не перенеся третьего инфаркта, 5 декабря 1995 года Александр Кайдановский умер. На поминки собрались все женщины, с которыми его. сводила судьба. Среди них была и Валентина Малявина.

Любовь к мужчине стала трагедией всей жизни этой красивой женщины и талантливой актрисы. Но она ни о чем не жалеет, потому что именно любовь и помогла ей эту трагедию пережить. Не погибнуть, скатившись в бездонную пропасть подлинной беды, а возродиться.

Александр Кайдановский так и остался для Валентины Малявиной человеком-загадкой, неземным, сложным, необъяснимым и в то же время самым родным и близким.

XX век
Читайте в рубрике «XX век»:
/ Александр Кайдановский и Валентина Малявина
Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам